Ценности - О культуре
Что такое ценности и что называется ценностью? Понятие «ценности», примеры ценностей, виды ценностей. Ценности как основа культуры и общества. Ценностные ориентиры. Роль ценностей в жизни человека и общества. Аксиология - наука о ценностях.
Ценности, примеры ценностей, ценности культуры, духовные ценности, социальные ценности, культурные ценности, понятие ценности, виды ценностей, ценностные ориентиры, аксиология, роль ценностей.
1371
page-template-default,page,page-id-1371,ajax_updown,page_not_loaded,,qode-title-hidden,footer_responsive_adv,transparent_content,qode-theme-ver-14.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.7,vc_responsive

Ценности

ценности_1

Мир культуры многообразен, он состоит из различных элементов, которые образуют культурное пространство общества. Среди большого количества элементов культуры особое место занимают ценности, которые образуют духовное ядро любой культуры. Они создают тот идейный фундамент, на котором держится вся система культуры. Поэтому ценности представляют собой важнейший элемент любой культуры.
ценности_2
Ниже представлена краткая, объективная и научно обоснованная информация о следующем:

  • понятие «ценности»;
  • примеры ценностей;
  • виды ценностей;
  • ценности как основа культуры и общества;
  • ценностные ориентиры;
  • роль ценностей в жизни человека и общества;
  • аксиология как наука о ценностях.

Понятие «ценности»  

Что называется ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что в данном случае мы говорим о ценностях, которые относятся к элементам культуры и являются одними из регуляторов общественной жизни людей. Такие ценности называются по-разному: «ценности культуры», «культурные ценности», «духовные ценности», «социальные ценности».

Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо.

Примеры ценностей: семейные ценности (ценность семьи), религиозные ценности (ценности религиозных обрядов, молитв и пр.), ценности здоровья (ценность здорового образа жизни) и так далее.
В основе ценностей лежит идейная или абстрактная природа значений. Другими словами, ценность сама по себе не всегда должна иметь предметное выражение, тогда как обязательно должна указывать на идею или понятие, которое выражает эта ценность. Приведем пример: семейные ценности могут быть отражаться в виде гармонии между любящими людьми, во взаимной любви и поддержке. Не всегда эти ценности можно увидеть в предметном мире, хотя мы можем подтвердить их материально или в виде действия (примером могут быть символической подарок или поцелуй).
Сущность ценности состоит в ее значимости, приоритетности для человека или общества. Если данное понятие, принцип, смысл имеет социальную значимость, следовательно, он чаще всего может называться ценностью. Важно для понимания сущности ценности отметит и тот факт, что сама ценность нередко идеализируется в качестве социального идеала, к которому стремятся люди.
ценности_Что включает в себя духовная культура_
ценности_мировоззрение_Мораль как форма духовной культуры_6
ценности_Сфера духовной культуры_мораль2
Чтобы человек смог определить свои ценности, мы можем задаться вопросом – «для чего/зачем я поступаю именно так»? Особенно если данный поступок для человека является сложным или является результатом какого-то нравственного выбора. Люди обращаются к ценностям тогда, когда им нужно совершить выбор, принять жизненно важное решение. Однако ценности не напрямую указывают — как надо поступить, а скорее предоставляют людям духовную шкалу для оценки ситуации, поведения человека, события, процесса.
Ценностью называется только такая значимость, которая имеет социальную природу, т.е. она существует только если разделяется сообществом людей относительно того что считать важным, ценным, значимым. При этом ценности выражают значимость людей, явлений, предметов, событий, процессов окружающей действительности на основе их соответствия интересам данного сообщества или отдельного человека. От ценностей зависят и те цели, к которым стремятся социальные группы или отдельный человек.
Свойства ценностей:

  • ценности носят идеальный характер;
  • ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека;
  • ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию);
  • ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.);
  • ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей);
  • ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.
Ценности не возникли сами по себе, они стали результатом духовного развития человечества, или стали ответом людей на нравственные и эстетические вызовы истории. Поэтому сегодня мы видим многообразие ценностей в разных сообществах людей.

Ценности как основа культуры 

Ценности являются важнейшим элементом культуры и общества, их можно назвать духовными путеводителями социальной жизни. Поэтому ценности составляют основу общества и культуры. Культурные и социальные ценности окружают нас повсюду и регламентируют все стороны нашей жизни. И появление ценностей связывается с возникновением первых сообществ людей.
Ценности способствуют появлению у отдельного человека ценностного познания и отношения к явлениям окружающей действительности. В связи с этим, на основе ценностей у людей формируются оценочные суждения (например, мы называем какое-либо действие как плохой или хороший поступок).
Также у людей появляется чувство долга на основе ценностей. Пример того, как ценности вызывают должное поведение в обществе, выглядит следующим образом: если человек ценит жизнь животных, то его долгом становится забота о бездомном домашнем животном. Поэтому ценностное отношение есть воплощение ценностей со стороны общества и человека с помощью действий, убеждений, идей, событий, поступков и пр.
нормы_ценности_5
Важно отметить, что те объекты, которые являются носителями ценностей, могут много значить для тех, кто их ценит, но в тоже время не иметь никакого значения для других людей (например, детский рисунок или амулет).
Чтобы узнать – какие культурные и социальные ценности характерны для разных сообществ, необходимо понять — что эти сообщества ценили, уважали, почитали, чем восхищались и во имя чего совершали подвиги. Как правило, ответ на этот вопрос содержится в многогранном культурном наследии, которое оставило нам человечество. Сюда относятся не только записи в архивах и мемуарах наших предков, сколько иные следы, памятники культур, хранящие в себе ценность веков, куда в первую очередь, относятся произведения искусства.

Литературные произведения, театральные постановки, архитектура, живопись, кинематограф – это те «культурные кладовые», которые хранят в себе фрагменты культивируемых людьми ценностей на протяжении развития общества в разных странах.

В связи с этим, мы можем заключить, что ценности сообществ выражаются в искусстве, законах, обрядах, языке. Например, чтобы узнать — что ценят японцы, американцы или шведы, нам нужно поближе узнать их обычаи, традиции, сказки, кино, театр, поэзию и так далее.

Ценности как основа общества  

Ценности сформировались в рамках разных областей жизнедеятельности людей, особенно в тех, что особенно значимы для них: религия, политика, здоровье, общество, природа, искусство и так далее.

Общество, которое характеризуется стройной и разделяемой большинством системой ценностей, считается прочным и устойчивым.

Система ценностей в этом случае комплексно регулирует все стороны жизни (социальное устройство, экономика, политика, образование и пр.) и не вызывает внутренних противоречий. Примером устойчивой системы ценностей могут выступать любые культуры, которые существовали достаточно долго и создали немало уникальных творений (культура Древней Греции, культура Древнего Египта, советская культура и пр.).
Но когда на смену одной культуре приходит другая, то ценности зарождающегося общества противоречат старым ценностям. В этом случае происходит переоценка ценностей, которая нередко сопровождается ценностным (духовным) кризисом. Подобным образом рождались и средневековая культура, и культура Нового времени, и современная цифровая культура. Не менее драматичным является и постоянный ценностный конфликт поколений, когда взрослые не понимают стремлений, значимости, перспектив, целей, идей подрастающего поколения. В тоже время развитие всей культуры человечества есть не что иное, как повторяющаяся переоценка ценностей, выдвижение новых идеалов, эталонов поведения.
ценности_Сфера духовной культуры_мораль
Следовательно, ценности составляют важнейший пласт любого общества, они создают духовную, мировоззренческую основу культуры.

Виды ценностей   

Как мы показали ранее, понятие «ценности» весьма сложное. Ценностей также много, как многогранна жизнедеятельность людей. Для того, чтобы разобраться в это многообразии, рассмотрим все виды ценностей.
а) Ценности исходя из времени их действия. По тому насколько устойчивы ценности во времени, разделяют ценности абсолютные и временные. К абсолютным ценностям относятся те, которые всегда сосуществуют рядом с человеком и обладают вневременной значимостью. Примеры таких ценностей: свобода, истина, века, красота, добро и так далее. Временные ценности, как правило, актуальны для конкретной эпохи, и они проходят в период выдвижения обществом новых идеалов, целей, перспектив развития сообщества. Так, если в советское время ребята хотели стать космонавтами или военными, то уже в начале 21 века скорее бизнесменами, поскольку в России сформировалась иная система ценностей.
б) Ценности в зависимости от носителя. В зависимости от носителя ценности разделяют на материальные и духовные. Материальные ценности предполагают наличие материально ощутимого предмета в окружающей реальности, который и становится носителем значения (икона, старинная мебель, сооружение). Духовными ценностями называются такие ценности, носители которых не имеют материального выражения (учения, мораль, музыка и пр.). Однако нужно отметить, что нередко очень сложно разделить ценности на материальные и духовные, поскольку они тесно переплетены между собой (книга и текст, памятник и событие, храм и традиция).
в) Ценности в зависимости от социального масштаба. Ценности могут сформироваться в небольших сообществах, а могут охватывать масштабное количество людей. В связи с этим, отметим, что существуют:

  • общечеловеческие ценности (независимо от расы, традиции, веры, нации и пр.);
  • национально-этнические ценности (нации, этноса, народа);
  • ценности социальной группы (корпорации, профессионального сообщества);
  • ценности отдельного человека (как правило, они носят название «ценностные ориентации»).
г) Ценности в зависимости от отношения к традиции. В зависимости от отношения общества к традициям обычно ученые выделяют:

  • традиционные ценности (направлены на сохранение, почитание и передачу традиций и социального опыта);
  • инновационные ценности (направлены на прогресс, постоянное развитие, приоритет внедрения новаций).
д) Ценности в иерархии потребностей людей. Если рассматривать ценности исходя из иерархии потребностей людей, то их можно расположить в следующей последовательности:

  • низший уровень ценностей (значимость чувственных, витальных потребностей людей в необходимых средствах существования: ценность правильного питания и пр.);
  • базовый уровень ценностей (значимость идей в определенных сферах деятельности людей, например, в рамках выполнения профессионального долга);
  •  высшие (непреходящие духовные ценности, связанные с вечными вопросами о добре, истине, смысле жизни, священные ценности)
е) Ценности в зависимости от сфер жизнедеятельности человека. В зависимости от тех сфер жизни, в которых возникают и воплощаются культурные и социальные ценности, их можно разделить на:

  • ценности личного характера (здоровье, благосостояние, семья, смысл жизни);
  • ценности межличностного общения (доброжелательность, честность, порядочность и пр.);
  • ценности социальной иерархии (статус, признание, трудолюбие, образование, карьера и пр.);
  • ценности областей деятельности людей (политические, экономические и пр.).
ж) Ценности эпох. Если рассматривать эпохи человеческой культуры с позиции смены ценностей, то в этом случае можно выделить:

  • ценности первобытного мира;
  • ценности древних культур;
  • ценности средневековые;
  • ценности нового времени;
  • ценности постмодерна;
  • ценности цифровой эпохи.

Ценностные оринетрации 

Понятие «ценности» предполагает обязательное наличие общества, которое их разделяет. В  результате развития общества ценностей появилось немало, но не все из них воплощаются в нашей реальности.
ценности_6
Какими бы не были ценности, все они проецируются на отдельного человека. Каждый из нас может придерживаться определенных ценностей в зависимости от нашего уровня образования, личного опыта, воспитания, окружения и т.д. Поэтому по отношению к отдельному человеку в науке принято говорить о ценностной ориентации.

 Ценностные ориентации – это совокупность ценностей, которые принадлежат отдельному человеку или группе людей и формируют их духовную организацию.

Ценностные ориентации являются духовным продуктом, результатом освоения и познания человеком мира, формирования идеалов, становления мировоззрения. Ценностные ориентации субъективно обусловлены, поскольку каждый человек выбирает те ценности, которые они считает важными для себя, своей семьи, своих близких (или просто для себя).
Ценностные ориентации являются одной из характеристик личности каждого человека. Воплощаясь в поступках людей, они служат мощным мотиватором человеческого поведения, влияют на достижение человеком поставленных целей.

Роль ценностей в жизни человека и общества   

Ценности являются идейной основой культуры и общества, поэтому они выполняют важнейшую роль в жизни общества и отдельных людей. Для того, чтобы раскрыть роль ценностей, рассмотрим те функции, которые они выполняют в обществе и в жизни людей.
Ценности выполняют следующие социальные и культурные функции.
а) Ценности являются ориентиром, маяком, мотиватором для деятельности людей (помогают людям ориентироваться в жизни, поступать в соответствии со значимыми идеями и понятиями, планировать и реализовать свой жизненный путь, побуждать к поступкам, выбирать правильное для людей решение).
б) Ценности задают критерии, шкалу оценки и отношений к происходящим вокруг явлениям, процессам, событиям (формируют нормативные суждения и чувство долга, делают актуальными приоритетные значения, законов общества и пр.).
ценности_Понятие духовной культуры общества_5
в) Ценности объединяют сообщества, поддерживают социальный порядок и скрепляют идейно членов коллектива (сплачивают и объединяют общество, удерживают духовную связь в сообществах).
г) Ценности координируют внутренние отношения внутри коллективов людей  (определяют формы допустимого поведения, регулируют систему взаимоотношений в обществе, включая отношения между человеком и сообществами, человеком и государством, властью, церковью и пр.)

Аксиология как наука о ценностях   

Наука о ценностях возникла тогда, когда ученые стали интересоваться природой ценностей, а именно в XIX веке. К этому времени людям стало понятно, что если мы создадим полезный, комфортный и удобный для всех мир, то это не обязательно будет способствовать развитию человека как духовного существа. Практические успехи общества не означают совершенствования и саморазвития человека. В связи с этим, разумности и прогрессу мыслители противопоставили духовную свободу человека, его идеалы, мысли, глубину творческого познания.
Впервые появились исследования, связанные с понятием «ценности»  у немецких ученых. Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт показали, что все науки отличаются тем, что одни из них можно назвать науками о природе, а другие науками о культуре. И различие их состоит в ценностях, которые изучают науке о культуре. Ученые установили, что сущность ценности состоит в наличии значимости как идеального бытия и результата нормативного сознания человека. Мир ценностей, говорили ученые, выходит за пределы видимой реальности, а сама культура – это многогранное воплощение ценностей во всем, что нас окружает.
Позже ученый Макс Шелер предположил, что ценности проявляются в добрых поступках людей. Он подчеркивал, что главное их свойство заключается в том, что ценности отделены от действительности (мы их не видим) и они являются идеальной сущностью. Для обнаружения ценностей, людям необходимо совершить эмоциональную и интуитивную активность. Перешагивая через жизненную реальностью, и задавая самые главные вопросы, человек сам открывает для себя ценности. И только когда человек сможет осознать ценности, он становится духовным существом.
ценности_Мировоззрение_4
На основе этих и других учений в XX веке возникла наука о ценностях – аксиология. Аксиология (с греческого звучит как сочетание слов «учение» и «ценность») – это философское учение о происхождении и сущности ценностей, а также их функциях и видах. Вслед за появлением этой науки, в изучении культуры стало формироваться аксиологическое направление в изучении культуры. Аксиология позволила понимать культуру как совокупность всех ценностей, созданных в результате развития общества.
Значение аксиологии в том, что она акцентирует внимание на вечных духовных ориентирах и абсолютных основаниях бытия, которые делают человека человеком. Аксиология стала ответом на вызовы трагедий предыдущего века, когда человечество столкнулось с серьезными проблемами эпидемий, мировыми войнами, гонкой вооружений, экологической катастрофой, концлагерями, национальными и религиозными конфликтами.
В рамках аксиологии ученые отмечали, что культура представляет собой процессы облагораживания человека и общества. С помощью ценностей человек становится в высшей степени совершенным, особенно с духовной точки зрения.
Наконец, отметим, что сквозь призму аксиологии мы имеем возможность увидеть и осознать культурное ядро любого общества. Через культурное ядро мы впитываем свои идеалы и образцы для подражания, строим шкалу оценок, ставим цели и выбираем принципы, которыми руководствуемся в жизни. И в каждый исторический период такое культурное ядро общества было своеобразным, уникальным, неповторимым.

Культуролог Софья Гердер

Adblock detector