Наука как форма духовной культуры - О культуре
Наука как форма (область) духовной культуры. Что характеризует науку как форму духовной культуры? Каковы признаки науки и чем она отличается от прочих форм духовной культуры (искусства, религии и пр.)? В чем состоят основные функции науки как области духовной культуры?
Наука как форма духовной культуры, характерные признаки науки, особенности науки, отличия науки, форма (область) духовной культуры, функции науки
711
page-template-default,page,page-id-711,ajax_updown,page_not_loaded,,qode-title-hidden,footer_responsive_adv,transparent_content,qode-theme-ver-14.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.7,vc_responsive

Наука как форма духовной культуры

Духовная культура весьма разнообразна по своей природе. Поэтому и духовные проявления человеческой деятельности многообразны:  философия, искусство, религия, идеология, образование, мораль, нравственность и т.д. Все они представляют собой формы (области) духовной культуры. Характеристика форм духовной культуры позволяет увидеть различные аспекты духовной активности людей. Наука как форма духовной культуры также демонстрирует один из значимых аспектов духовности человека.
Наука как форма духовной культуры_3
Наука как форма (область) духовной культуры возникла неслучайно. Ее появление отражает стремление человека к объективному познанию и интеллектуальному постижению законов окружающего мира, к использованию добытых знаний в жизнедеятельности людей. Такая форма духовной культуры как наука направлена на упорядочивание теоретических представлений о мире, их обоснование и дальнейшую систематизацию.
Науку как форму духовной культуры характеризует ряд особенностей, которые отличают ее от морали, религии, образования, искусства, философии, идеологии и т.д. Ниже мы рассмотрим основные из них.

Признаки науки как формы духовной культуры

Наука, как и другие формы культуры, является одним из способов осмысления мира, человека, природы, общества. При этом данная область духовной культуры отвечает за достижение значимых для всех людей знаний и их применение в самых разных сферах жизни людей. Например, научные достижения могут быть в области сохранении здоровья, выращивания растений, налаживания отношений в коллективе, обработки материалов и так далее.
Наука как форма духовной культуры_4
первое
Объективность и рациональность познания мира. Науку как форму духовной культуры характеризует определенная модель постижения мира, которая отличается следующими чертами.

  • Наука направлена на выработку объективных знаний о закономерностях развития окружающей действительности, формирование объективных представлений о мире (тогда как, например, для искусства характерно субъективное постижение мира). Объективность позволяет получить и объяснить научное знание в любых условиях и независимо от личности.
  • Наука основывается на рациональном изучении природы, общества, человека, культуры (рациональность предполагает получение знаний с помощью разума, логического мышления). В отличие от нее, например, религия как форма духовной культуры, основывается на иррациональном познании закономерностей окружающего мира.
второе
Систематизация и организованность научных знаний. Наука — область духовной культуры, которая представляет собой не просто набор идей, взглядов или мыслей. Для нее характерно наличие целостной и строго организованной системы достижения, накопления и использования в жизни людей различных знаний. Системность науки означает, что все ее компоненты тесно связаны друг с другом. Наука включает в себя целый комплекс взаимосвязанных между собой научных методик, теорий, парадигм, закономерностей и т.д.
третье
Наличие сферы научной деятельности. Наука как форма духовной культуры характеризуется тем, что она является не только системой знаний, но и определенной сферой деятельности. В этой сфере происходит получение знаний об окружающей действительности, теоретическое описание, классификация и объяснение таких знаний, а также прогнозирование развития процессов и явлений в мире. В связи с этим, наука — это еще и совокупность научных организаций (научные центры, ВУЗы, научные объединения и пр.) и научных сообществ; это научные звания, должности, научные открытия, научные награды и пр.
Наука как форма духовной культуры_15

Особенности науки как формы духовной культуры 

Отличительным признаком науки как формы духовной культуры являются и ее характерные особенности.
Во-первых, науку как форму духовной культуры характеризует постоянное получение, осмысление и углубление знаний. Данная особенность является яркой чертой науки и доказывает свойственное духовному миру человека постоянное стремление к совершенствованию себя и окружающей реальности. При этом, в наши дни, когда роль науки для общества является колоссальной, процессы научного познания приобрели глобальные (распространяются по всему мира), интегративные (синтез научных знаний) и дифференцированные (появляются все новые и новые области науки) черты.
Наука как форма духовной культуры_6
Наука как форма духовной культуры_7
Наука как форма духовной культуры_8
Во-вторых, для науки характерно обязательное наличие тех условий, которые делают полученные знания объективными и истинными:

  • доказательность (любое знание должно быть доказано);
  • логичность (логичное изложение теорий, концепций, открытий);
  • обоснованность (заключения, выводы, идеи ученых должны быть обоснованы чем-либо);
  • достоверность (стремление к достоверности полученных знаний);
  • проверяемость (полученные знания должны иметь возможность быть проверенными другими учеными).
Наука как форма духовной культуры_9
В-третьих, наука как форма духовной культуры характеризуется наличием специального языка и особых правил научного сообщества. Далеко не каждое знание может стать научным, в науке тщательно регламентирован каждый аспект научных практик. В частности, существуют определенные требования для научных текстов, которых должны придерживаться ученые. Кроме того, научные знания излагаются, как правило, в виде теорий, концепций, моделей. Для этого используется научная методология, а само исследование осуществляется, как правило, в рамках определенной научной парадигмы, основываясь на установленной исследователем научной гипотезе.
Наука, философия как форма духовной культуры_2
В-четвертых, наука как форма духовной культуры представляет собой совокупность различных отраслей, направлений научной деятельности. Наука неоднородна по своему содержанию, поскольку сам процесс научного познания, характер научных знаний, цели научной деятельности не всегда являются одинаковыми. Например, в современном научном мире ученые придерживаются следующей классификации наук:

  • а) точные, или технические (математика, информатика, радиоэлектроника и пр.)
  • б) социально-гуманитарные (филология, культурология, история, социология, экономика, политология и пр.)
  • в) естественно-научные (химия, биология и пр.)

По уровню и специфике имеющихся знаний, наука может быть:

  • а) фундаментальная (направлена на получение фундаментальных, теоретических знаний – теорий, идей, моделей, закономерностей);
  • б) прикладная (направлена на получение прикладных знаний, которые могут быть использованы на практике).

Функции науки 

Наука как форма духовной культуры отличается от прочих форм той ролью, которую она выполняет в обществе. Для того, чтобы раскрыть данную роль,  обратимся к тем функциям, которые выполняет наука в обществе.
Функции науки как формы духовной культуры.
1. Познавательная. Главной функцией науки является генерирование и накопление объективных знаний о мире. Благодаря этому наука позволяет нам познавать и объяснять явления и процессы, которые происходят в окружающей человека действительности. Особенно важно для человека научное познание, которое обладаеют перспективой, т.е. прогнозирует развитие тенденций в той или иной области жизнедеятельности людей.
Наука, философия как форма духовной культуры_12
2. Производственная. Важнейшая функция науки – внедрение новых знаний в производственную деятельность людей. Данная функция обеспечивает постоянный научный прогресс, технические усовершенствования в повседневной жизни, повышение комфорта для человека. Сегодня наука становится одним из ключевых факторов инноваций в самых разных отраслях экономики, конкурентным преимуществом в производственной сфере.
3. Мировоззренческая. Наука как форма духовной культуры является не просто способом познания мира, но и средством формирования системы ценностных координат в обществе. Иными словами, наука является средством осмысления основных законов нашей реальности, она создает объединяющую нас мировоззренческую матрицу, через которую мы видим, оцениваем и понимаем наш мир.
Наука как форма духовной культуры_13
4. Социальная. Благодаря имеющимся научным знаниям общество формирует определенные модели социального устройства, образа жизни людей, а человек, соответственно, строит свои отношения с другими людьми и с сообществом в целом.
5. Институциональная. Наука представляет собой важнейший социокультурный институт (включая научные организации, объединения ученых, научные нормы и открытия и пр.), который активно участвует в разнообразных процессах в области культуры, политики, экономики, образования и пр. В условиях повышения значимости науки, этот институт представляет собой сконцентрированную интеллектуальную силу любого общества. Важно лишь, чтобы наука как форма духовной культуры сохраняла свою духовную сущность и была направлена на решение гуманных проблем человечества.
Наука как форма духовной культуры_14

Статьи по данной теме 

Adblock detector