МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Каждый человек, казалось бы, по-своему видит и понимает внешний мир. Однако, человечество выработало общие для всех взгляды на окружающую нас действительность и в результате люди отбирают из копилки воззрений то, что ближе им. Данный процесс связан с таким понятием как «мировоззрение».
Мировоззрение сегодня представляет собой оставляет одну из важных категорий, которые отражают особенности культуры любого сообщества, а также характеризуют духовные качества человека. Именно мировоззрение является тем феноменом, который позволяет нам объяснить – почему люди верят в одни события или утверждения и игнорируют другие.
Рассмотрим понятие и сущность мировоззрения, разберем — что включает в себя мировоззрение (структура мировоззрения), а также определим типы, формы и уровни мировоззрения. Кроме того, обратим мнение на то, какую роль выполняет мировоззрение в жизни человека и общества.
Понятие и сущность мировоззрения
Понятие «мировоззрение» связано с процессами, во время которых происходит познание и объяснение мира со стороны человека и общества.
Мировоззрение, кратко говоря, — это система воззрений (взглядов) на мир со стороны людей. С другой стороны, понятие мировоззрения можно сформулировать более развернуто. Тогда мировоззрение – это система различных представлений людей о самих себе, о природных явлениях, о том обществе, которое их окружает. Все эти представления в итоге складываются в набор характерных образов, идеалов, убеждений и ценностей. Они формируются постепенно, по мере развития общества или в течение всей жизни человека. Поэтому понятие «мировоззрение» включает в себя самые разные взгляды (воззрения) на все, что происходит вокруг. Мировоззрение позволяет нам лучше разобраться с теми явлениями, которые происходят в жизни, правильно оценить и понять себя, выработать те или иные нормы поведения, ценить те или иные вещи и поступки.
Мировоззрения включает в себя представления о мире с точки зрения: а) общества в целом, б) отдельных людей, каждый из которых впитывает общие предпосылки. Поэтому носителями мировоззрения являются как отдельная личность (обычный человек), так и любая группа людей, общество (нация, этнос, субкультура и пр.).
Следовательно, формирование мировоззрения со стороны общества — это определенный этап осознания обществом самого себя (как социальной группой). А формирование мировоззрения со стороны человека – это период осознания себя как человека и становление собственных взглядов на мир, общество, других людей.
Формироваться система мировоззрения человека может двумя путями: а) осознанный путь (через целенаправленное осознание и понимание взглядов) и б) стихийный пусть (когда человек не ставит целью принять данные воззрения на мир). Среди факторов, которые влияют на формирование мировоззрение человека, обычно выделяют микро-социальную среду, которая окружает человека (близкие люди, учителя, друзья), а также макросреду социума (политические убеждения власти, экономические условия, государственное устройство и пр.).
Сущность мировоззрения заключается в том, что оно является одним из важнейших способов познания мира со стороны человека. В отличие от логики и рационального мышления (то есть мышления, основанного только на разуме), мировоззрение основано на комплексе всех чувств и знаний о мире (чувства, убеждения, ценности, знания). Мировоззрение – это как духовная призма, с помощью которой люди воспринимают мир и формируют отношение ко всему, что происходит вокруг. С помощью мировоззрения мы строим принципы своего поведения, ведем себя определенным образом, совершаем поступки.
Мировоззрение включает в себя целый спектр различных аспектов, к которым относится не только понимание и осмысление человеком всего многообразия окружающей действительности, но его оценку и конкретное отношение к явлениям, событиям, процессам этой действительности, а также понимание своего места и роли в этом мире. Система мировоззрения включает в себя всю совокупность самых разных воззрений человека на этот мир: религиозных, правовых, политических, гендерных, научных, обыденных, сверхъестественных, экономических, социальных, психологических и многих других. Кроме того, мировоззрение включает в себя оценку человеком собственной судьбы и исторических судеб, ответы на вопросы о смысле человеческой жизни.
Мировоззрение характерно как каждого из нас. С одной стороны, человек имеет собственные взгляды, например, на отношение к пожилым людям, на систему образования, на церковь или политику, на семью и животных. Но комплекс этих представлений не возник сам по себе. Все дело в том, что на мировоззрение человека больше влияние оказывает его окружение и культура того общества, в котором он живет. Общество формирует наше мировоззрение, например, через установленные и поддерживаемые большинством моральные принципы, понятия добра и зла (в частности, «нельзя обижать животных» или «нужно помогать старикам)». Но существует и обратный процесс – люди благодаря своей деятельности и поступкам способны менять мировоззрение общества в целом. Такие взгляды отдельных людей нередко называют революционными, новаторскими. В том случае, когда взгляды одного человека идут в разрез с воззрениями на мир всего общества, мы говорим о социальном конфликте (человека и общества), что нередко вызывает непонимание и одиночество человека.
Наконец, следует отметить, что мировоззрение является продуктом философии и в то же время той категорией, через которую строится философское знание. Одна из задач философии состоит как раз в том, чтобы раскрыть мировоззрение эпохи, людей, общества. Иногда ученые говорят, что мировоззрение есть не что иное, как ядро философии, поскольку именно мировоззрение отражает наиболее характерные для общества взгляды на мир и на человека.
Мировоззрение, как следует из того, что было сказано выше, является структурно сложным явлением. Для понимания того, из каких компонентов оно состоит, рассмотрим структуру мировоззрения. Структура мировоззрения необходима нам, чтобы лучше разобраться в данном явлении, поскольку, когда мы разбираем любое явление по частям, то лучше понимаем как оно работает и действует.
Структура мировоззрения включает в себя следующие компоненты
Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо (например, значимости семейных традиций, религиозных праздников и пр.). В данном случае речь идет о духовных ценностях или культурных ценностях, которые не имеют предметного выражения, а существуют лишь в понятиях. Существуют ценности абсолютные (например, добро или истина), а также временные. Ценности общества выражаются в искусстве, законах, обрядах, языке. Ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях, процессах, фактах и задают рамку морального поведения людей. По отношению к отдельному человеку обычно говорят о ценностных ориентациях, то есть наборе определенных ценностей, которые характеризуют духовную организацию человека. Ценности составляют важнейшую часть мировоззрения, они как духовный маяк определяют его фундамент, помогают людям ориентироваться в мире, а также поступать в соответствии со значимыми для них идеями и принципами. Именно ценности способны вдохновлять человека на совершение подвигов.
Идеал – это абстрактный образ того или иного явления, процесса как наивысшей ценности. Идеальным может быть образ человека (например, образ жены, политика, учителя, ребенка), общества, идеи, предмета и многого другого. Главным свойством идеала является его способность воздействовать на людей. Люди нередко стремятся походить и подражать идеалам. Идеал потому и недоступен, поскольку он изначально недостижим для большинства людей, т.к. это совершенный образ, который далек от реальности. В науке идеалом также называют наиболее универсальное правило или абсолютное представление людей о чем-то. В этике идеал нередко указывает на самые прекрасные образцы, которые обладают исключительно положительными качествами. Идеал является высшим выражением ценности, ее квинтэссенцией. Идеалы формируются в обществе, а по отношению к личности нередко переходят в категорию кумиров. Как и ценности, идеалы формируют фундамент идейный мировоззрения.
Знания представляют собой совокупность результатов познания людей. Знания, как правило, оформлены определенным образом (например, в форме фактов, цифр, аргументов, принципов). С помощью знаний человечество копит ответы на свои вопросы и формирует в итоге совокупность сведений о различных явлениях и процессах окружающего мира. В наши дни знания являются результатом научной работы людей, но до появления науки знания добывались другими путями (например, с помощью обычных доказательств, здравого смысла, с помощью интуиции, созерцания и т.д.). Для выражения знаний используются вербальные знаки (с помощью речи) или визуальные знаки (таблицы, рисунки, схемы, карты). Для получения объективного знания человеку требуются доказательства и возможность проверить эти знания. Именно поэтому научно полученные знания всегда объективны, они обоснованы чем-то, их можно проверить, и они не зависят от настроения личности (то есть от субъективных измерений окружающего мира). Знания присутствуют среди нас в виде концепций, понятий, теоретических постулатов, аксиом, суждений, умозаключений, представлений. Сегодня знания представляют собой систематизированную и проверенную научно информацию. Знания составляют важную часть мировоззрения людей, на них мы опираемся, чтобы действовать рационально. По сути, мировоззрение во многом и представляет собой систему знаний людей о мире.
Убеждение — та часть мировоззрения людей, которая основана на уверенности в собственных знаниях, воззрениях и оценках тех или иных явлений, фактов, процессов окружающей действительности. Наиболее убежденные в чем-либо люди начинают верить в те практики, которые они отстаивают и которых придерживаются. Убежденность людей формируется постепенно, путем осмысленности явлений окружающего мира (например, религиозные убеждения, убеждения в гендерном равенстве, демократические убеждения и пр.). Убеждения могут быть истинными или, напротив, обманчивыми. Как правило, убеждения складываются по отношению к значимым феноменам, которые определяют жизненные правила и ценности. Нередко убеждения человека становятся результатом каких-либо споров, обсуждений, дискуссий. И чтобы стать убежденным в чем-то, человек стремится отстоять и обосновать свою позицию, противопоставить ей иной взгляд. Часто случается так, что человек верит в истинность тех фактов, в правильности которых он лично убежден. Убеждения, в отличие от знаний все же могут меняться у человека на протяжении всей жизни, тогда как знания скорее накапливаться.
Чувство – это эмоциональное отражение того, как человек относится к людям, явлениям, событиям, фактам, процессам окружающего мира. Чувства всегда субъективны, в отличие от других компонентов мировоззрения (от знаний или ценностей), поскольку зависят от того как человек принимает и оценивает тот или иной факт или явление, как относится к ним. Чувства передают устойчивые эмоциональные переживания человека в результате его деятельности, поскольку человек всегда сталкивается с другими людьми и с явлениями окружающей действительности (например, произведения искусства, образовательные учреждения, другие люди с их идеями). Человек может испытывать целый спектр различных чувству: чувство симпатии, справедливости, ненависти, гордости и так далее. Чувства всегда обладают оценочностью – от самой позитивной оценки до самой негативной (восторженность, поклонение, подозрение). Чувства всегда к чему-то или кому-то относятся, они не возникают абстрактно сами по себе, чувства всегда имеют направленность. Чувства тесно связаны с эмоциями: через эмоции и происходит выражение чувств человека. Эмоции – это проявление чувств, по сравнению с эмоциями, чувства обладают определенной постоянностью. Чувства в мировоззрении выполняют задачу оценки и отношения к окружающей действительности, они свидетельствуют о субъективном принятии или непринятии данного факта, события, процесса. Чувства – это наиболее внутренняя часть мировоззрения, характерная для конкретных людей, они формируются только путем субъективного переживания.
6. Нормы и принципы поведения
Нормы и принципы поведения людей – это устоявшиеся в обществе законы и модели поведения, алгоритмы поступков, действий, которыми люди руководствуются в своей жизни. С помощью норм и принципов поведения реализуются общепринятые формы взаимодействия людей, особенно в общественных местах (например, норма о необходимости уступить место пожилым людям в общественном транспорте). Сюда относятся и принципы этикета, и правовые нормы (например, правила дорожного движения), и нормы религиозного поведения, и общепринятые обряды. Установленные в обществе и одобряемые большинством нормы и принципы поведения людей позволяют упорядочить любую социальную организацию. В этом случае человеку понятно – как можно поступать, а как нельзя. Заложенные у человека с детства и подкрепляемые ценностями, нормы и принципы поведения людей являются весьма устойчивым компонентом мировоззрения общества. При этом самые устойчивые нормы становятся социальными стереотипами, которых люди придерживаются постоянно, так как они подсказывают как человеку надо вести себя в той или иной ситуации.
Мировоззрение включает в себя целый комплекс чувств, знаний, ценностей, идеалов, убеждений, поведенческих норм. Чтобы лучше понять мировоззрение, необходимо рассмотреть те формы, с помощью которых мировоззрение может проявляться в обществе. Формы мировоззрения – это родственные данному понятию способы проявления мировоззрения, которые тесно связаны между собой и в целом и образуют систему воззрений на мир со стороны человека. Мировоззрение является воплощением всех трех форм – мироощущения, мировосприятия и миропонимания.
Мироощущение – это тот блок мировоззрения, который отвечает за чувственное познание мира. Через мироощущение человек формирует спектр тех чувственных познаний, который через возникающие образы представляет собой часть осмысления мира. Большую роль в ощущениях мира играют чувства, отношения к явлениям окружающей действительности, а также эмоциональное постижение и отражение мира через настроение и мысли человека.
Мировосприятие – это восприятие мира человеком через спектр различных форм его отражения. Мировосприятие характеризуется тем, что с помощью данного феномена человек составляет собственную модель понимания мира на основе своего опыта познания (и чувственного, и ценностного, и основании убеждениях, принципах и пр.). Нередко восприятие мира окрашено ценностно, оно возникает в виде совокупности отрицательных и положительных оценок, что влияет в целом на мировоззрение личности. Через мировосприятие у человека происходит оценка себя и своего места в этом мире. Мировосприятие меняется по мере накопления человеком собственного опыта восприятия окружающего мира.
Миропонимание — это форма мировоззрения, благодаря которой человек комплексно осмысляет мир путем формирования своего опыта, знаний, ценностей, а также результатов взаимодействия их с действительностью. Для миропонимания характерны наиболее целостные представления людей, которые возникают только в результате человеческого опыта как комплекс пониманий человеком мира, общества, природы и пр. Через миропонимание происходит формирование общей картины жизни — глубокое понимание и осмысление духовных ценностей, понимание смысла жизни, а также строится восприятие себя человеком в этом мире.
По мере развития человечества сформировались наиболее яркие типы мировоззрения.
Во-первых, если рассматривать мировоззрение в зависимости от объективности и источника получения тех знаний, которыми руководствуются люди в своей жизни, можно выделить два типа мировоззрения – обыденное и научное. Обыденное мировоззрение формируется из обычных житейских ситуаций, оно характеризуется субъективным опытом человека, отвечает просто на все вопросы об окружающем мире, и этот опыт передается от одного человека к другому. Научное мировоззрение опирается на научно полученные знания, которые объективно, доказательно, обоснованно раскрывают особенности функционирования всей окружающей человека действительности.
Во-вторых, если рассматривать мировоззрение исходя из особенностей исторического прогресса, то мы увидим, что люди в разные периоды своего существования по-разному видели и объясняли окружающий мир. Поэтому ученые чаще всего рассматривают исходя из данного принципа такие типы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, философское.
А) Мифологическое мировоззрение – это мировоззрение, основанное на мифологическом сознании людей. С помощью мифа древние люди пытались объяснить окружающий мир и сформировать устойчивые взгляды (мифологические) на то как устроен мир, природа, общество, взаимодействие людей. Мифологическое мировоззрение характерно для первых человеческих сообществ, оно появилось на заре человечества, у древних людей. В мифологическом мировоззрении реальность скорее вымышленная, воображаемая, и она доминирует над объективными фактами. С другой стороны, мифы насыщены моральными категориями. Мифы позволили сформировать ключевые человеческие принципы добра и зла, основа которых и по сей день существует (например, в героическом эпосе, в мифах о сотворении мира, о путешествиях и завоеваниях).
Б) Религиозное мировоззрение основано на догматах и постулатах религиозной веры. Религиозное мировоззрение сложилось вместе с верованиями древнего человека, но своей расцвет получило в эпоху глобального распространения мировых религий и особенно ярко проявилось в период Средневековой культуры. В рамках религии предусмотрено соблюдение целого комплекса нравственных законов и обрядов, следование религиозному учению, которое становится фундаментом мировоззрения людей. Для религиозного мировоззрения присуща вера в Бога и в божественные силы. Мировоззрение такого рода полностью сочетается с тем, чего требует от человека религия – он видит мир, общество, чувствует, ценит, совершает обряды религиозного культура на основе этого мировоззрения.
В) Философское мировоззрение – это мировоззрение, в основе которого лежит философия как любовь к мудрости. Сложилось данное мировоззрение в античности, но на протяжении всего развития человечества совершенствовалось, вплоть до сегодняшних дней. В рамках философии получили свое развитие логика и системное мышление как неотъемлемые части культуры познавательной деятельности людей. Философия с помощью разума ставит своей целью осознать и объяснить — что и как происходит в мире, проникнуть в тайны бытия, закономерности мироздания и развития мира. Философское мировоззрение впервые позволило человеку выбирать альтернативные суждения, основанные на логической последовательности, самому решать как устроен мир и каково место человека в этом мире. В рамках философии сложились научные, фундаментальные практики изучения реальности, истины, взаимоотношений мира и человека. Для философского мировоззрения характерна доказательность принципов. Среди известных направлений философского мировоззрения существуют такие, как антропоцентризм, теоцентризм, космоцентризм и другие.
В наши дни понятие «мировоззрение» входит в одно из ключевых категорий философии. Тогда как изучение мировоззрения является одной из задач философии, которая изначально направлена на постижение и познание мира. Именно философия сформировала ключевые аспекты понятия мировоззрения, понятийный аппарат, методику познания мировоззрения.
Помимо данных типов мировоззрения, иногда учеными выделяются такие типы, как гуманистическое мировоззрение (основанное на глубоком уважении в личности человека как таковой и признании человека как ведущий ценности мира), революционное (основано на убежденности в приоритете кардинальных перемен в обществе), консервативное (основано на признании ценности традиций и на опасении инноваций).
Важно также обратить внимание и на уровни мировоззрения.
Среди уровней ученые выделяют:
а) повседневное мировоззрение (основано на повседневном опыте человека, складывается из индивидуального опыта обычной жизни);
б) рациональное мировоззрение (складывается в результате разумного отношения к информации, фактам, интеллектуального преобразования поступающей к человеку информации, а также в результате способности логически мыслить)
Роль мировоззрения в жизни человека
Мировоззрение играет большую роль в жизнедеятельности каждого человека и общества в целом. Среди основных функций мировоззрения следует выделить следующие.
1. Ценностная функция. Мировоззрение для человека есть не что иное, как система ценностных ориентиров, его нравственной и эстетической наполненности, которые формируют моральные категории и служат способом оценки всего, что происходит с человеком в жизни.
2. Регулятивная функция. Мировоззрение является ориентиром для каждого человека, оно регулирует многочисленные ситуации в окружающем мире, позволяют человеку осмысленно ставить цели и выбирать средства для их достижения.
3. Методологическая функция. Мировоззрение вооружает человека методами духовного, философского, ценностного, рационального, научного и иными способами познания и понимания окружающей действительности.