Культура как объект управления - О культуре
Что представляет собой культура как объект управления? Чтобы научно и объективно ответить на данный вопрос, необходимо рассмотреть культуру как объект управления в позиции трех основных подходов.
Культура, управление культурой, культура как объект управления, культура как объект государственного управления, менеджмент в сфере культуры
848
page-template-default,page,page-id-848,ajax_updown,page_not_loaded,,qode-title-hidden,footer_responsive_adv,transparent_content,qode-theme-ver-14.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.7,vc_responsive

Культура как объект управления

Культура повсюду окружает нас. Она в особенностях нашей речи, в идеалах и в мировоззрении, в тех моделях поведения, которых мы придерживаемся, в кинокартинах и в музеях, и еще во многом-многом другом. Культурный мир многогранен, и его сложно уместить в каких-либо схемах или классификациях. Поэтому и управлять культурой непросто. Культура как объект управления имеет свои особенности, и они связаны со сложной природой данного явления.
о культуре_24
Как следует из данного утверждения, управление культурой нельзя назвать универсальным процессом. Безусловно, управлять можно практически любым явлением, если оно создано человеком. Но культура как объект управления может пониматься нами по-разному, причем каждый из подходов будет зависеть от задаваемого нами контекста. В связи с этим, прежде чем говорить о культуре как объекте управления, важно предварительно определить – как мы понимаем культуру, на какой позиции находимся (например, теоретической или прикладной) и что представляем, когда говорим о культуре.
Ниже мы рассмотрим три основных подхода, с помощью которых чаще всего рассматривается культура как объект управления. Все они, с одной стороны, тесно связаны между собой, поскольку их объединяет понятие «культура». Но, с другой стороны, каждый подход основывается на особом понимании культуры, из которого и следует специфика осмысления культуры как объекта управления.

Управление культурой как феноменом

Самый сложный подход к тезису «культура как объект управления» связан с научным, фундаментальным пониманием культуры. Культурологи полагают, что мы имеем право на самые разные трактовки культуры, которые так или иначе обоснованы учеными в научных концепциях. Например, культуру можно определить как совокупность коммуникации людей, как память сообщества, как набор текстов, как душу или как творчество. Отсюда и такое разнообразие в определениях культуры.
культура как объект управления_4
Вместе с тем, чаще всего, ученые трактуют культуру как совокупность тех норм и ценностей, которые обеспечивают коллективный уклад общности людей и образуют социальный опыт данного коллектива. Основными культурными элементами в данном случае выступают такие категории культуры, как ценности, идеалы, стереотипы, нормы, образцы поведения и т.д.
Важно сразу заметить, что такие проявления культуры сложно найти, зафиксировать, обнаружить и тем более управлять ими. Однако рельефно проявляются они при столкновении или взаимодействии культур. Например, если человек переезжает в другую страну, тем более в страну с иным менталитетом, с иной доминирующей религией, то самым сложным для него становится именно культурная адаптация. Аналогично развивается и ситуация в литературе и кинематографе, когда человек попадает, якобы, в другой век. Привыкнуть к иным традициям, способам воспитания детей, средствам почитания предков, практикам празднования и пр. является не таким простым, как кажется на первый взгляд. Все дело в культуре, которая словно маяк подсказывает нам — как правильно поступить, что ценить или за что осуждать.
Но можно ли целенаправленно управлять такого рода культурой, т.е. культурой как феноменом, образующимся в результате накопления социального опыта? Однозначно ответить на данный вопрос, в отличие от следующих двух контекстов, сложнее всего. Управлять нашими ценностями, идеалами, нормами поведения, образом мыслей или верованиями целенаправленно вряд ли возможно, хотя и исключать данный процесс мы не можем.
культура как объект управления_5
Таким образом, культура как объект управления в данном случае имеет следующие особенности.
первое
Культура с феноменологической точки зрения – это продукт социального развития. Как феномен она возникает и развивается под влиянием многих процессов (экономических, социальных  и пр.). Культурные коды нередко складываются веками. А управлять их конфигурацией крайне непросто, поскольку данный процесс во многом стихиен и слабо поддается системному управлению.
второе
Вместе с тем, культура в данном случае является объектом управления, процесс которого может осуществляться с помощью латентных факторов. Иными словами, управление культурой как феноменом происходит косвенно, через индустрию культуры, культурные продукты, творчество (например, кино, поэзия, живопись и пр.). Здесь возникает проблема культурного влияния (например, вестернизация или американизация), когда ценности одной страны, представленные в культурной индустрии, проникают с ее помощью в другую страну. Но управление в таком случае будет предполагать и создание культурных барьеров, защищающих от культурной экспансии.
третье
Отсюда следует факт малоприменимости классических технологий менеджмента по отношению к рассматриваемому объекту управления в данном контексте. Тогда как управленческие практики осмысляются и осуществляются скорее с помощью идеологии как совокупности культивируемых и пропагандируемых принципов жизни.

Управление культурой как сферой деятельности

Однако если рассмотреть культуру с иной, а именно — прикладной стороны, то окажется, что данный феномен имеет явное практическое измерение. Такая позиция актуализирует понятие «сфера культуры», которая, в отличие от первого, рассмотренного выше контекста,  управляема и прогнозируема.
Понимая культуру как определенную сферу деятельности людей (такую же как экономика, политика, спорт, образование), у нас открываются перспективы целенаправленного управления ею. Культура в данном контексте понимается как результат накапливаемых, транслируемых и производимых культурных практик людей.
элитарная культура_искусство
сфера культуры_15
сфера культуры_16
Такие практики концентрируется в музеях, выставочных залах, театрах, домах культуры, школах искусств, фольклорных центрах, библиотеках, филармониях, творческих мастерских и т.д. Разнообразная и многоотраслевая по своей структуре сфера культуры объединяет в себе такие направления работы, как образование, просвещение и сохранение культурного наследия, а также досуг, индустрию культуры и искусства (музыка, дизайн, издательства и пр.) и многое другое.
Таким образом, управление культурой как сферой деятельности предполагает следующие особенности.
первое
Культура как сфера является объектом целенаправленного управления в рамках культурной политики государства. Культурная политика является средством управления культурой. Прежде всего, государство с помощью культурной политики устанавливает нормативно-правовые условия (законы, положения, декларации и пр.) и экономические условия (например, принципы финансирования) функционирования сферы культуры в стране, устанавливает приоритеты и поддерживает определенные направления культурной деятельности. В России можно выделить федеральный, региональный и муниципальный уровни культурной политики, задающей фундамент национального управления культурой.
второе
Государственное управление культурой осуществляется на различных уровнях, как было сказано выше, а на местах (городах, регионах, поселках и т.д.) оно представлено конкретными органами власти. Сюда относятся органы как законодательной, так и исполнительной власти – департаменты, комиссии, комитеты, думы, отделы (например, комитет по охране культурного наследия). Все они координируют и контролируют культурную деятельность, поддерживают различные направления развития в сфере культуры. В данном случае культура является объектом государственного управления. Но помимо государственного участия, в управлении культурой определенную роль играют и иные структуры. Так, сюда относятся общественные организации (например, союзы писателей или художников, общественные палаты и т.д.).
третье
С точки зрения понимания культуры как объекта государственного управления, основной ее задачей является выполнение тех социальных функций, которые закреплены за ней. Государство выстраивает и реализует свою управленческую стратегию исходя из следующих задач функционирования сферы культуры: а) поддержка духовного развития общества, просвещения и нравственного воспитания людей; б) формирование условий для творческой реализации людей и, прежде всего, молодежи; в) охрана и актуализация культурного наследия, особенно выдающихся памятников культуры; г) обеспечение общественной интеграции людей на основе культивируемых идей, традиций, практик и так далее.
сфера культуры_управление_культурное наследие_памятники

Управление культурой как результатом деятельности учреждений 

Наконец, культура как объект управления может рассматриваться и в более локальном контексте — применительно к каждому конкретному учреждению культуры. Учреждений культуры немало и многие из них слабо соотносятся между собой, но в каждом из них применимы технологии менеджмента.
В частности, существуют такие учреждения культуры, как а) образовательные (например, школы искусств), б) творческие (например, театр), в) научно-исследовательские (например, исследовательские ВУЗы), г) досуговые (например, дом культуры), д) коммерческие (например, издательства) и так далее. Управление подобными учреждениями в России вплоть до конца XX века осуществлялось с помощью государства.
Но с  началом рыночных преобразований стал очевидным дефицит в знаниях менеджмента и маркетинга некоммерческих организаций, к каковым относится большинство учреждений культуры. Рыночные «правила игры» и постоянное недофинансирование со стороны государства сделали необходимым внедрение современных технологий менеджмента в работу учреждений культуры. Кроме того, возникла востребованность и в подготовке людей, которые бы  профессионально владели навыками применения данных технологий – менеджеров культурной сферы.
культура как объект управления_7
На сегодняшний день культура как объект управления в учреждении культуры имеет следующие особенности.
первое
Управление культурой предполагает акцент на результатах культурной деятельности – культурных услугах. Особенности производства и реализации культурных услуг обуславливает и специфику менеджмента в данной области деятельности. Поэтому большое значение при управлении культурой приобретают следующие аспекты:

  • проблема качества услуг, поскольку они нестабильны и могут меняться в зависимости от времени, места, производителя и пр.;
  • неоднородность культурных услуг, что требует использования гибких и комплексных технологий управления;
  • особенная важность людей как ключевого ресурса культурной услуги (и,прежде всего, творческих людей);
  • характеристика культурной услуги как продукта духовной деятельности (например, такие услуги предполагают акцент на эмоциональном переживании, созерцании и пр.).
второе
В управлении учреждения культуры важно опираться на грамотные маркетинговые решения в связи со сложной конфигурацией рынка культурных продуктов. Следует отметить, что: а) рынок культурных услуг многообразен (как многообразна и сама культурная деятельность), поэтому универсальных управленческих решений нет; б) культурные услуги, как результат работы учреждения культуры, являются частью того или иного сегмента рынка, что требует обеспечения конкурентоспособности учреждений, учета спроса на культурные услуги и пр.; в) учреждения культуры функционируют в условиях двойственности рынка: рынка производства культурных услуг и рынка сбыта культурных услуг.
третье
Культура как объект управления учреждения культуры предполагает опору на эффективные инструменты менеджмента, способствующие аккумулированию социальных, материальных, креативных, финансовых, интеллектуальных, символических, проективных и прочих типов ресурсов. В условиях рынка, учреждения культуры вынуждены использовать дополнительные источники финансирования и альтернативные ресурсы. В связи с этим, становится актуальным фандрайзинг как деятельность по привлечению средств доноров для повышения эффективности работы учреждений культуры. Источником дополнительных ресурсов могут стать: представители крупного и среднего бизнеса, частные предприниматели, органы местной власти, СМИ, волонтеры, социальные партнеры и т.д.
культура как объект управления_8
Adblock detector