Фольклор - О культуре
Фольклор как устное народное творчество. Что такое фольклор и в чем состоят особенности фольклора? На какие виды и жанры делится фольклор? Что представляет собой словесный (литературный) фольклор, музыкальный фольклор, зрелищный фольклор? Примеры фольклора. Об этом кратко, объективно и научно.
Фольклор, устное народное творчество, виды фольклора, жанры фольклора, примеры фольклора, особенности фольклора, произведения фольклора, словесный (литературный) фольклор, музыкальный фольклор, зрелищный фольклор, ? Об этом кратко, объективно и научно.
1174
page-template-default,page,page-id-1174,ajax_updown,page_not_loaded,,qode-title-hidden,footer_responsive_adv,transparent_content,qode-theme-ver-14.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.7,vc_responsive

Фольклор 

Народное творчество представляет собой целый спектр самых разных художественных произведений народа. Среди всего разнообразия народного творчества особое значение для современной культуры имеет фольклор как часть культурного наследия этноса. Фольклор несет в себе следы ушедших эпох и хранит менталитет, он является своеобразной культурной памятью народа. Несмотря на его многослойный и неординарный характер, все же фольклор обладает определенными особенностями.
фольклор_18
Для того чтобы разобраться с понятием «фольклор», легко отделять фольклорные тексты от нефольклорных, знать характерные признаки фольклора и свободно назвать примеры фольклора,  рассмотрим:

  • что такое фольклор?
  • в чем состоят особенности фольклора?
  • на какие виды делится фольклор?
  • что характерно для словесного (литературного) фольклора?
  • каковы особенности музыкального фольклора?
  • что представляет собой зрелищный фольклор?

Что такое фольклор? 

Фольклор – это устное народное творчество. Происхождение слова «фольклор» (от английского «folk» — народ) уходит своими корнями к слову «народ». Именно поэтому иногда фольклором называют совокупность всех произведений художественной деятельности того или иного народа. Несмотря на это, все же большинство исследователей народной культуры полагают, что к фольклору относится тот пласт народной культуры, который передается из уст в уста, то есть может существовать лишь в устной форме.

Фольклор как устное народное творчество представляет собой совокупность произведений песенного, танцевального, литературного (словесного), инструментального, театрального искусства народа.

Примеры фольклора – народные потешки, сказки, былины, загадки, предания, легенды, частушки, танцы, театральные постановки и многое другое. Фольклор, то есть устные тексты народной культуры, формировался на протяжении длительного времени и постепенно передавались от одного поколения к другому. Иными словами, фольклор имеет традиционный характер.
фольклор_народная культура_19
народная культура_20
народная культура_21_народное творчество

Фольклор тесно связан с традиционной культурой, он хранит и передает традиционные ценности народа, его нормы поведения, идеалы, обычаи.

Богатство жанров фольклора во многом объясняется тем, что фольклорные тексты варьируются по манере, способам, вариантам исполнения. Для фольклора существенное значение имеет интонация голоса, наличие определенных слов, особенность напева, ритм и громкость инструментальной игры, вариации коллективного исполнения фольклорного произведения. Художественное произведение фольклора приобретает особую ценность при сохранении условий его воспроизведения. Например, исполнение народной песни нередко сопровождается определенными движениями, игрой на конкретных музыкальных инструментах (балалайка, гармонь и пр.), наличием атрибутов (платок, сарафан, кокошник, пояс и пр.), а также требует нужной интонации.

Фольклор как устное народное творчество народа отражает мировоззрение народа, его верования, понимание и осмысление мира.

В фольклоре сегодня мы можем увидеть часть традиционной культуры народа. Фольклор показывает — что народ в далеком прошлом почитал и ценил, а что считал неправильным. И это благодаря тому, что фольклор все же дошел до нас в виде сказок, песен, танцев, поговорок. Прикасаясь сегодня ко всему этому, мы имеем возможность услышать голос поколений, лучше понять самих себя, воспринимать народную эстетику через музыку и движения, а народную мудрость — через слово.
фольклор_21
фольклор_20
фольклор_народное творчество_14
Между тем, большое количество самобытных тестов устной культуры народа бесследно исчезли. Именно поэтому современники бережно относятся к сохранившимся фольклорным традициям и нередко предпринимают попытки восстановить утерянные тексты народной культуры.  Фольклор богат формами, проявлениями, образами и сюжетами, он как бы рассказывает нам о жизни наших предков, об их нравах и обычаях.
Следует отметить, что фольклор сегодня представляет собой не только художественную ценность и уникальный формат народной эстетики, но и педагогическую ценность. Особенно важным в современных условиях является тот факт, что фольклор обладает нравственно-воспитательным потенциалом, в том числе и для детей. Именно поэтому в воспитании детей педагоги и родители все чаще обращаются к народным сказкам, танцам, потешкам, загадкам и многим другим фольклорным текстам как к источнику освоения мира.
Все многообразие фольклора можно упорядочить, если разделить фольклорные тексты на три основных вида:

  • словесный (литературный) фольклор;
  • музыкальный фольклор;
  • зрелищный фольклор (танцы, театр, представления).

Особенности фольклора 

Первое. Синкретичный характер фольклора.

Фольклор имеет синкретичный (слитный) характер, поэтому одни фольклорные тексты имеют тесную связь с другими. Например, фольклорная поэзия тесно связана с фольклорной музыкой или танцами, а для исполнения фольклорного танца иногда важно наличие характерного инструментального сопровождения.

Второе. Региональный (территориальный) характер фольклора.

Фольклор имеет региональный характер, поскольку происхождение фольклорных текстов (былин, сказаний, народного театра и пр.) обусловлено особенностями культуры народа, который проживал на данной территории. Благодаря традициям, фольклор сохранялся, он поддерживался и передавался в регионах от одного поколения к другому. Однако с другой стороны, очень часто случалось так, что появляясь в разных регионах, фольклорные тексты обладали некоторым сходством. Например, в сказках разных народов, проживающих на далеких друг от друга территориях, учеными были обнаружены сходные сюжеты, образы и мотивы.

Третье. Культурная ценность фольклора.

Фольклор как устное народное творчество представляет собой часть культурного наследия народа. Фольклор — предмет исторической ценности, поскольку он, как духовный посредник, рассказывает о культуре этноса или нации. Прикасаясь к фольклору, мы понимаем и осваиваем характер народной культуры, погружаемся в самобытный мир культуры конкретного народа (русского, чеченского, татарского, эвенкского, узбекского, белорусского и т.д.). Фольклор хранит фрагменты повседневной культуры народа. Фольклорные тексты демонстрируют нам как в разные периоды времени люди относились к природе, к близким, к воспитанию детей, к Богу, к старшим и так далее. Если не предпринимать усилий по сохранению и актуализации фольклора, то мы можем потерять ценные фрагменты культурного наследия народа.
фольклор_17
фольклор_16
фольклор_4

Четвертое. Коллективный характер авторов фольклорного творчества.

Произведения фольклора являются результатом коллективного творчества. Фольклор не имеет авторов, поскольку единственным его автором является народ как коллективное целое.  Безусловно, к созданию текстов фольклора были причастны те или иные авторы. Но вековой возраст фольклорных текстов, устный характер их передачи, а также постоянное их совершенствование не позволили сохранить авторство.

Пятое. Особенности текстов фольклора.

Фольклорные тексты обладают сходством, которое во многом определяет и их особенности. Во-первых, для фольклора характерна повторяемость, стереотипность в различных жанрах, особенно в былинах и сказках (например, в словах – «мед, пиво пил», «жили-были»), а также в песенных интонациях (например, при исполнении частушек или колыбельных песен). Во-вторых, вербальные тесты фольклора часто содержат противостояние двух сторон или начал (например, света и тьмы,  своих и чужих, добра и зла). В-третьих, фольклорные тексты просты и доступны для понимания обычными людьми. В-четвертых, тексты фольклора характеризуются традиционностью, они мало меняются со временем, и именно в этом состоит их главная ценность для современников.

Словесный (литературный) фольклор 

Словесное (литературное) творчество или поэтическое творчество является тем видом фольклора, который максимально разнообразен в жанрах устной культуры разных народов. Это связано с тем, что литературный фольклор испокон веков передавался из уст в уста, поэтому он максимально сохранился вплоть до наших дней. Несмотря на это, все же многие фольклорные произведения народного творчества были утеряны со временем.
фольклор_народное творчество_6
Словесное творчество народов, передающее своеобразие и дух народной культуры, может отличаться по самым разным аспектам, в том числе по литературным формам.
Чаще всего специалисты отмечают, что словесный фольклор можно рассматривать как совокупность следующих литературных форм:

  • мифы и легенды народов мира (например, славянские мифы о домовом);
  • сказки и сказания (самые разные, включая и бытовые сказки);
  • героический эпос (средневековый жанр эпоса в виде песен, поэм, преданий, легенд народа, которые могли быть основаны на реальных событиях);
  • былины (например, былины о русских богатырях);
  • заговоры (обрядно-магические тексты народа, обладающие поэтическим характером);
  • поговорки и пословицы (как пример мудрых мыслей народа в метком и лаконичном выражении);
  • потешки (например, «Сорока-ворона кашу варила»);
  • загадки (например, народные загадки о природе или элементах убранства дома);
  • предания (устное художественное произведение прозы, в котором народ своеобразно интерпретирует исторические события);
  • другие тексты фольклора.
Кроме того, литературный фольклор делится на большие формы (былины, сказки и пр.) и малые формы (загадки, пословицы и пр.). При этом содержание литературного фольклора имеет большое значение для современной культуры.
Во-первых, в фольклорных произведениях нередко хранятся мудрые высказывания народа и удивительно точно передаваемые закономерности окружающего мира. Так, народные пословицы неслучайно очень популярны и сегодня. Обучая детей, мы всегда обращаемся к ним. В пословицах кратко выражаются емкие мысли народной культуры (например, «В гостях хорошо, а дома лучше» или «Встречают по одежке, а провожают по уму»).
фольклор_народное творчество_5
фольклор_народное творчество_4
фольклор_7
Во-вторых, в преданиях, сказаниях и былинах отражаются реальные исторические события, которые пережил народ в своей истории. Например, былины о русских богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче) или в повести о Евпатии Коловрате повествуются события, во время которых русский народ защищал свою землю от нашествий захватчиков.
В-третьих, помимо этого, духовная глубина словесного фольклора обусловлена тем, что литературные произведения (будь то волшебная сказка, загадка или легенда) несут в себе нравоучительный смысл. Иными словами, литературный фольклор обладает высокой моральной ценностью, а фольклорное искусство духовно воспитывает, наставляет, заставляет верить в добро и справедливость, любить свою землю и свой народ. Например, в русских былинах воспеваются мужество и любовь к своей земле, а в русских сказках —  скромность, честность и доблесть. Тогда как высмеиваются в фольклоре жадность, лень, праздность, глупость. Именно поэтому так важно не просто сохранять фольклор, но и знакомить с ним подрастающее поколение.
Наконец, слог литературного фольклора весьма самобытен и выразителен. Фольклорные тексты часто завораживают особой эстетикой – они певучие, складные, поэтичные, а также богаты метафорами и олицетворениями, метонимиями, позволяющими глубоко проникнуть и лучше понять суть текста. Например, поэтически насыщенными следует назвать русские народные загадки («Сидит девица в темнице, а коса на улице»).

Музыкальный фольклор

Музыкальное творчество народа также возникло в далеком прошлом и вышло из обрядовой музыки, которая сопровождала древние традиции народов. Музыкальный фольклор неслучайно стал той художественной сокровищницей, которая в нотах и звуках раскрывает все грани народной культуры. Ведь музыка всегда была рядом с человеком. И вплоть до сегодняшних дней, народ в самые важные, знаменательные и, напротив, во время горестных событий, обращается к музыке. С музыкой проходили все важные процессы в жизни народа (свадебные песни, поминальные песнопения), работы в поле и сбор урожая (песни на покос), народные праздники и гуляния (купальные запевы, колядки, веснянки и пр.).
фольклор_13
фольклор_14
фольклор_15
Музыка позволяла облегчить боль и найти взаимопонимание, вызвать сочувствие и придать силы или, напротив, подчеркнуть яркость и знаменательность события в жизни народа. Культурное значение музыкального фольклора заключается в том, что он позволяет сплотить народ, придать значимость тем или иным фактам, процессам. Кроме того, музыкальный фольклор нередко оказывал и оказывает сейчас нравственное воздействие на людей, прежде всего, через песенные тексты. А художественная выразительность фольклорной музыки передает все грани народного духа, душевности и чуткости народа, лирические переживания и героический настрой.
Как и словесное творчество, музыкальный фольклор характеризуется многообразием различных форм. К формам музыкального творчества народа относятся:

  • колыбельные песни;
  • народные песни (лирические, обрядовые, плясовые и пр.);
  • мелодии народного танца;
  • частушки;
  • наигрыши;
  • инструментальные мелодии (гармонь, балалайка и пр.);
  • напевы.
В то же время, весь музыкальный фольклор можно поделить на две части – песенное творчество и инструментальное творчество (но одновременно обе части могут быть в составе одного художественного произведения). Так, фольклорные инструменты музыки передают всю оригинальность и неповторимость музыкальной  культуры народа (например, украинская бандура, грузинская чонгури, русская балалайка, шотландская волынка).
фольклор_народное творчество_9
фольклор_8
Фольклор_народное творчество_8
Разнообразие музыкального фольклора объясняется как многогранной направленностью музыкального творчества, так и большим количеством вариаций для исполнения музыкальных произведений народом. Например, народные песни могут быть самых разных жанров (лирическая песня, колыбельная, баллада и пр.), а также исполняться по-разному: сольно или хором, дуэтом, акапельно или в сопровождении ансамбля народных инструментов.
Музыкальный фольклор обладает особыми качествами. Музыка народа певучая, напевная, протяжная, для нее присущ особый фольклорный ритм и народный аккомпанемент. Кроме того, незамысловатость мелодии и душевность слов фольклорных песен породили большое количество поклонников музыкального фольклора по всему миру.

Зрелищный (синтетический) фольклор  

Если для словесного фольклора доминирующим признаком является вербальный текст, а для музыкального – наличие музыки, то для зрелищного фольклора характерно и то, и другое. Именно поэтому зрелищный фольклор называют еще синтетическим, поскольку любое представление (зрелище) предполагает совокупность нескольких видов искусства – вербального и визуального, а также часто в сопровождении музыки. Примеры зрелищного фольклора – это такие художественные произведения народной культуры, как фольклорный танец и фольклорный театр.
фольклор_народное творчество_22
Зрелищный фольклор возник из этнических обрядов наших далеких предков: хороводы, танцы у костра, ряжение, ритуальные обряды и пр.  Главным признаком зрелищного фольклора выступает видимый эффект художественных форм народной культуры. Если сказку и песню мы, преимущественно, слушаем, то танец или театр мы воспринимаем, прежде всего, визуально. Зрелищный фольклор отличается тем, что предполагает пространственное размещение: он всегда видим, динамичен (для него характерно движение и изменение форм) и занимает определенное место в пространстве. В связи с этим, зрелищный фольклор можно назвать перформансом, поскольку такое народное творчество заключается в искусстве представления, демонстрации для публики фольклорного текста.
Во-первых, значимой частью зрелищного фольклора является фольклорный театр. Он представляет собой визуальное драматическое творчество народа. Прототипом народного театра были древние игрища, действа, а также ритуалы, которые сопровождали важные события наших предков (например, во время охоты, посева, сбора урожая и пр.). У многих народов есть театральные представления, которые пародируют важные события в жизни народов, например,  свадебное торжество (так, у русского народа это игра «Пахомушка»).
народное творчество_15
фольклор_народное творчество_13
фольклор_10
Постепенно фольклорный театр приобрел самостоятельную художественную ценность. Он вобрал в себя образы фольклорных героев, нравы и обычаи народной культуры. Например, в русском фольклорном театре зародились и стали популярными в народе такие герои, как Петрушка или Скоморох.
Основной мотив фольклорного театра – это описание трагической или комической ситуации. Среди всего разнообразия форм фольклорного театра особенно популярными в народе всегда были кукольные театры и театры «живых» актеров, где артисты умели искусно перевоплощаться. В фольклорных театрах разыгрывались пьесы, а также считались традиционными постановки на основе сюжетов известных сказок или легенд. Частью фольклорного театра следует назвать народные балаганы (в которых разыгрывались  театральные представления по случаю народных гуляний и праздников) и райки (демонстрация картинок, которые сопровождались текстом).
Фольклорный театр в прошлом, так же как и сегодня, никогда не был частью высокого художественного профессионализма. Более того, для него характерна условность во всем. Например, в фольклорном театре отсутствовали важные атрибуты, которые требуются для элитарного  театрального искусства. В фольклорном театре все могло быть условным  – костюмы, декорации, сцена, актеры. К тому же фольклорный театр мог быть интерактивным по своей природе: актеры всегда общались с публикой, а сам сюжет постановки иногда даже зависел от реакции публики.
Во-вторых, важной частью зрелищного фольклора является танец. В основе фольклорного танца лежит красота движения тела, выражение и передача с помощью танца музыкального смысла произведения народной культуры. Фольклорный танец (так же как и театр) вышел из культа и обрядов древних народов. Однако  со временем танцы народов приобрели фольклорную эстетику и стали важнейшей частью культурного наследия того или иного этноса.
фольклор_народная культура_11
фольклор_народное творчество_11
фольклор_народная культура_12
Каждый народ имеет в своем репертуаре фольклорные танцы, которые отражают самобытность народной культуры и народного быта. Фольклорный танец – есть частичка народной культуры, будь то русский хоровод, украинский гопак или грузинская лезгинка. Самобытность народной культуры фольклорный танец передает с помощью мелодичности, пластики, хореографических линий и ритма танца (например, ритмичная чешская полька). Фольклорный танец хранит в себе историю и нравы этноса. У одних народов в фольклорном танце сохранились образы лесных животных (например, танец медведя у якутов или танец оленей у чукчей), у других народов – образы земледельцев или ремесленников (например, танец сапожника у эстонцев).
Во многих фольклорных танцах особенное значение имели образы воина, героя, который защищает землю народа (например, танец казаков, который исполняется с шашками). Не менее популярными следует назвать лирические образы в фольклорном танец и тему любви, союза между мужчиной и женщиной (например, русская кадриль).
Характерной частью любого фольклорного танца является сценический костюм, с помощью которого танец приобретает законченную форму и целостно передает культивируемые образы. Кроме того, фольклорный танец нередко предполагает определенный набор движения танцоров (например, характерные движения головы, топот, хлопки и пр.), а также необходимые аксессуары (платочек, кокошник и пр.).
Так или иначе, но зрелищный фольклор обладает особым шармом и силой воздействия на зрителя благодаря тому, что в таких произведениях народной культуры задействованы несколько каналов передачи художественной информации. Поэтому и фольклорный танец, и фольклорный театр сегодня актуальны как никогда у исследователей фольклора, а также среди почитателей фольклора.
фольклор_3

Культуролог Софья Гердер

Adblock detector