Фандрайзинг в сфере культуры - О культуре
Что такое фандрайзинг в сфере культуры? Какие виды фандрайзинга в сфере культуры существуют? Каковы основные этапы фандрайзинга? Какие технологии фандрайзинга наиболее применимы для сферы культуры? Об этом кратко, объективно, научно.
Фандрайзинг, сфера культуры, фандрайзинг в сфере культуры, виды фандрайзинга, примеры фандрайзинга в сфере культуры, технологии фандрайзинга, этапы фандрайзинга,
953
page-template-default,page,page-id-953,ajax_updown,page_not_loaded,,qode-title-hidden,footer_responsive_adv,transparent_content,qode-theme-ver-14.3,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.7,vc_responsive

Фандрайзинг в сфере культуры

Учреждения, которые функционируют в сфере культуры, финансируются государством. Финансирование таких учреждений, как правило, осуществляется на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Но очень часто тех средств, которые поступают учреждениям культуры недостаточно для того, чтобы развиваться в новом направлении, идти в ногу со временем, стать эффективной и конкурентоспособной организацией. Именно поэтому сегодня все популярнее становится фандрайзинг в сфере культуры как технология привлечения дополнительных ресурсов из негосударственных источников.
Фандрайзинг в сфере культуры – это важнейшее направление социокультурного менеджмента, его целью является привлечение внебюджетных поступлений для деятельности учреждений культуры.
фандрайзинг в сфере культуры_2
В связи с растущим интересом к фандрайзингу со стороны некоммерческих организаций (тех организаций, которые не ставят своей основной целью получение прибыли) важно разобраться в данном явлении. Поэтому рассмотрим: а) что представляет собой фандрайзинг в сфере культуры; б) на какие виды он делится; в) каковы основные этапы фандрайзинга; г) какие технологии фандрайзинга наиболее применимы для сферы культуры.

Что такое «фандрайзинг в сфере культуры»?

Слово «фандрайзинг» имеет английские корни («fund» — средства, «raising» — повышение, привлечение) и переводится как приумножение имеющихся ресурсов организации. Сегодня фандрайзинг определяют, чаще всего, как искусство привлечения ресурсов для реализации деятельности некоммерческих учреждений. К таким учреждениям относятся и те, что функционируют в сфере культуры – библиотеки, театры, музеи, школы искусств, дома творчества, центры культуры и т.д.
Российские учреждения культуры, которые осуществляют социально значимую деятельность — просвещают, воспитывают, развивают духовно и нравственно, сегодня существуют в условиях рынка. Это означает, что для их успешной деятельности (когда присутствуют и интересное предложение культурных услуг, и спрос на них со стороны потребителя) постоянно требуются ресурсы,  которые не всегда в полной мере поступают от государства. Поэтому учреждения  культуры вынуждены обращаться к механизмам привлечения дополнительных ресурсов (оборудование, финансовые средства, информационная поддержка и т.д.) из самых разных источников.
Фандрайзинг в сфере культуры – это механизм обеспечения деятельности учреждений культуры (культурной деятельности) дополнительными ресурсами. В качестве таких ресурсов могут быть, в частности, следующие:

  • финансовые средства;
  • оборудование (включая компьютерную технику);
  • транспортные услуги;
  • обеспечение информационными ресурсами (например, информационная поддержка культурного проекта);
  • материальная поддержка (например, музыкальные инструменты);
  • аренда средств или помещений;
  • волонтерская помощь.
фандрайзинг в сфере культуры_1
Источником получения необходимых ресурсов могут быть:

 

  • государственные органы (федеральные, муниципальные и пр.);
  • коммерческие организации (фирмы, предприятия, корпорации и пр.);
  • частные лица (бизнесмены, меценаты и пр.);
  • партнеры из числа некоммерческих организаций (общеобразовательные или спортивные школы, ВУЗы и пр.);
  • фонды, союзы, ассоциации и иные некоммерческие объединения.
В рамках фандрайзинга частные лица, организации, фонды и все прочие источники получения ресурсов для деятельности некоммерческих организаций принято называть донорами. Для тех людей, которые занимаются фандрайзингом, важно знать основные мотивы доноров.
Все мотивы доноров делятся, как правило, на две группы.

  1. Бескорыстные мотивы. Руководствуясь такими мотивами, доноры поддерживают деятельность учреждений культуры исходя из безвозмездных интересов (например, желание помочь учреждению культуры, руководствуясь собственными убеждениями или в соответствии с культурными, этическими, социальными, религиозными и прочими требованиями).
  2. Коммерческие мотивы. Данные мотивы характерны для доноров, которые стремятся осуществить поддержку деятельности учреждений культуры на основании получения определенной прибыли, а именно символической прибыли. В качестве символической прибыли могут выступать любые значения и ценности, которые возникают по отношению к донорам: положительная репутация, реклама, улучшение имиджа, налаживание коммуникаций, повышение социального и культурного статуса в обществе и пр.
Фандрайзер – человек, который занимается фандрайзинговой деятельностью — должен быть коммуникабельным, терпеливым, доброжелательным и открытым человеком. Кроме того, желательно чтобы фандрайзер обладал следующими профессиональными качествами: навыки создания текстов, умение убеждать и налаживать контакт с людьми, креативно мыслить, организовывать и проводить переговоры, способность предупреждать конфликты и адаптироваться к изменяющимся ситуациям.

Виды фандрайзинга в сфере культуры

Успешность фандрайзинга в сфере культуры оценивается размером привлеченных ресурсов. Примеры фандрайзинга во всем мире демонстрируют, что в зависимости от той цели, которую преследует организации, его можно разделить на два основных вида: оперативный и проектный.
1. Оперативный фандрайзинг в сфере культуры. Такой вид фандрайзинга предполагает организацию фандрайзинговой кампании с целью обеспечения деятельности той или иной организации культуры. Задачей фандрайзера может стать получение любого вида ресурсов: от финансовой помощи до покупки оборудования, которые необходимы для работы учреждения культуры. Особенностью данного вида фандрайзинга в сфере культуры является отсутствие конкретного назначения привлеченных ресурсов и, соответственно, их разнообразие. Отрицательным моментом в данном случае следует считать «размытость» задач фандрайзинга, отсутствие конкретных результатов от использования ресурсов, что может снижать эффективность практик фандрайзинга. Позитивной же является возможность использовать полученные ресурсы на усмотрение организации, в том числе, при планировании будущих перспектив. Примеры оперативного фандрайзинга в музее — привлечение ресурсов для поддержки деятельности учреждения культуры в виде: а) финансовых средств; б) покупки специального экспозиционного оборудования; в) волонтеров, осуществляющих помощь в организации научной конференции.
фандрайзинг в сфере культуры_3
2. Проектный фандрайзинг в сфере культуры. Данный вид фандрайзинга предполагает организацию фандрайзинговой кампании с целью привлечения конкретных ресурсов для реализации проектов в учреждениях культуры. Проектный фандрайзинг обладает явным преимуществом по сравнению с оперативным. Прежде всего, его позитивным моментом следует назвать «оформленность» и ясность предложений о сотрудничестве для организаций-доноров и конкретизации требуемых ресурсов. Фандрайзинг в данном случае предполагает акцентирование внимания на планируемом результате реализации проекта (открытие музея, проведение фестиваля и пр.). Но следует заметить, то нередко профессиональные специалисты данной области деятельности рекомендуют для проведения фандрайзинга представлять любую культурную деятельность в качестве того или иного проекта (библиотечного, творческого, театрального и т.д.). Культурным проектом может быть любое действие, которое имеет свои сроки, ресурсы, результат. Тогда список ресурсов будет прозрачен, понятен, а задача донора и результат культурной деятельности очевидными. Пример проектного фандрайзинга в театре — привлечение ресурсов для проведения театрального фестиваля в виде: а) денежных средства на оплату изготовления необходимых декораций и покупку костюмов; б) информационная поддержка СМИ; в) приобретение сувениров и призов; г) волонтеров, способных оказать помощь в организации фестиваля.

Фандрайзинговая кампания в сфере культуры: основные этапы 

Фандрайзинг в сфере культуры, как и в любой другой области деятельности, можно рассматривать как определенный процесс, имеющий начало и завершение. В связи с этим, рассмотрим основные этапы полного цикла фандрайзинговой кампании.
первое
Идея и выработка стратегии. Фандрайзинг в сфере культуры начинается с тщательной подготовки, а именно с планирования, которое в дальнейшем станет основой для стратегии фандрайзинговой кампании. Составляя план привлечения ресурсов, фандрайзер либо начинает данную деятельность заново, либо анализирует предыдущие попытки в данном направлении.
Чтобы спланировать процесс фандрайзинга, важно определить ключевую идею, вокруг которой он и будет организован. Такая идея может быть связана с любым планируемым действием, событием, проектом. Примеры идеи — открытие школы искусств, поддержка конкурса талантов, оцифровка фонда культурного наследия и пр. Главное на данном этапе — выявить предмет фандрайзинга, который и потребует привлечения ресурсов со стороны доноров.
фандрайзинг в сфере культуры_5
Стратегия фандрайзинговой кампании формируется либо для отдельного проекта, либо для поддержки деятельности учреждения культуры (в зависимости от вида фандрайзинга). На данном этапе важно определить цель данной кампании, сроки и способы ее реализации. Часто перед стартом фандрайзинговой кампании учреждению культуры требуется провести «мозговой штурм», определить вид будущего фандрайзинга и его ключевые моменты. Также на данном этапе необходимо тщательное планирование предстоящего процесса. Нередко определенным интеллектуальным потенциалом здесь выступает анализ подобных фандрайзинговых кампаний и выявления успешных практик фандрайзинга.
второе
Формулировка предложений. Чем грамотнее будут сформулированы предложения для доноров, тем больше вероятность получения ресурсной поддержки со стороны организаций, фондов, государственных органов, частных лиц и пр.
Составляя предложение важно определить и прописать основные аргументы для доноров, которые могут быть основаны на следующих аспектах:

 

  • актуальность предмета фандрайзинга (например, насколько поддержка культурного проекта или конкурса, фестиваля важна для общества или молодежи, для города или нации и пр.);
  • конкретная цель фандрайзинга (например, проведение форума или открытие музея);
  • особенности организации, которая осуществляет компанию фандрайзинга (миссия учреждения культуры и его роль в развитии сферы региона, уникальность организации, ее заслуги, наличие известных партнеров или успешных проектов, реализуемых ранее и пр.);
  • внешние оценки деятельности учреждения культуры или проекта, которые составлены от имени различных организаций или частных лиц (например, благодарность губернатора области за вклад в развитие талантливой молодежи, положительная рецензия известного художника о содержании творческого проекта, материалы СМИ о значимости деятельности данного учреждения культуры и пр.);
  • оригинальность, креативность, инновационность планируемого проекта (здесь нужно ответить на вопрос — в чем выражается новизна планируемого мероприятия и что выгодно отличает его от прочих подобных);
  • планируемые результаты (в частности, общий эффект: выявление талантливых детей, повышение известности города в общероссийском пространстве, актуализация проблем в области хранения фондов культурного наследия, или более конкретный: проведение конкурса, фестиваля, оцифрованные рукописи и пр.).
  • требуемые для реализации проекта ресурсы (специалистами рекомендуется четко и конкретно указать — что требуется для учреждения культуры, а именно финансовая сумма, количество костюмов, количество волонтеров, характер информационной поддержки и пр.).
фандрайзинг в сфере культуры_7
Подобные аргументы желательно изложить в специально разработанном документе (программа, аннотация, буклет), который бы и представлял в будущем информационное основание для работы с потенциальными донорами. Объем данного документа не должен быть слишком громоздким, но в тоже время и не быть слишком кратким, скорее объективным. Информация для потенциального донора должна быть представлена ёмко, красочно, лаконично и четко, не загромождая текст фразами, которые мало относятся к делу. Важно вызвать лояльность потенциального донора той информацией, которая будет размещена в информационных документах фандрайзинговой кампании.
третье
Подготовительная работа с потенциальными донорами. В содержание данного этапа входит деятельность фанрайзеров по подготовке работы с теми организациями и частными лицами, которые могли бы стать источником привлечения ресурсов. Среди задач данного этапа является процесс выявления потенциальных доноров и анализ их особенностей, интересов, характеристик, а также определение возможных мотивов для осуществления ими ресурсной поддержки.
На данном этапе следует учитывать следующие аспекты:

 

  • специфика ресурсов, которые может предоставить тот или иной потенциальный донор (например, ВУЗ может предоставить волонтеров, а частная кампания помочь финансово);
  • донорская история организаций, которые могут стать источником привлечения средств (например, более перспективной для творческого проекта будет та организация, которая традиционно оказывает поддержку творческим людям);
  • фандрайзинговый атлас, или пространственная характеристика потенциальных доноров (например, потенциальные доноры данного города, региона, страны, мира и пр.);
  • собственные приоритеты учреждения культуры, которые могут стать основанием для обращения (или отсутствия обращения) к тем или иным донорам.
фандрайзинг в сфере культуры_8
Здесь требуется найти и проанализировать всю информацию, которая бы касалась потенциальных доноров. Ее поиск может быть не только в сети Интернет (например, официальный сайт организации или социальные сети), но и статистические сведения, относящиеся к региону (например, наличие организаций крупного бизнеса или тех организаций, которые регулярно осуществляют спонсорскую помощь) и т.д.
Результатом работы на данном этапе должен стать список потенциальных доноров, который помимо координат содержал бы и дополнительные сведения о руководителях организаций или о частных лицах (наличие детей, интересы, увлечения, образование и пр.). В качестве рекомендаций специалисты, как правило, предлагают акцентировать внимание и отдать больше сил тем потенциальным донорам, которые в перспективе смогут стать надежными партнерами.
четвертое
Реализация фандрайзинговой кампании. Фандрайзинговая кампания будет успешной лишь в том случае, если она грамотно спланирована и прошла подготовительную работу. Кроме того, в ходе реализации фандрайзинговой кампании важно придерживаться разработанной ранее стратегии, а также своевременно корректировать ее процесс в случае непредвиденной ситуации.
Залогом успеха фандрайзинговой кампании является постоянный анализ деятельности фандрайзера, включая как позитивные моменты, так и «провалы». Такой анализ необходим для выработки решений при изменяющейся ситуации в ходе реализации фандрайзинга (например, непредвиденные расходы, в частности, поездка к другой город, или изменение сроков получения донорской помощи и пр.). Результатом же фандрайзинговой кампании станет налаживание партнерских связей с организациями и частными лицами, готовыми поддержать  деятельность учреждений культуры, а также перечень тех из них, кто будет выступать в качестве источника поступления ресурсов.
фандрайзинг в сфере культуры_
Фандрайзинговая кампания должна быть оптимальной по затратам, времени проведения и средствам, способствующим привлечению дополнительных ресурсов для учреждений культуры.
Также во время проведения фандрайзинговой кампании учреждению культуры следует придерживаться следующих правил:

 

  • для проведения кампании требуются специальные люди, владеющие знаниями и навыками данной деятельности, либо необходимо обучить таких людей;
  • кампания фандрайзинга будет более успешной при поддержке руководителя учреждения культуры;
  • фандрайзинг необходимо проводить с применением тех технологий и методик, которые проверены временем и оправдали себя в практике других учреждений культуры;
  • учреждению культуры проще будет осуществить фандрайзинговую кампанию при условии его позитивной репутации и соответствующего имиджа во внешней среде;
  • фандрайзинг принесет результат только при грамотной формулировке требуемых ресурсов от каждого потенциального донора;
  • перед непосредственной работой с потенциальным донорам желательно найти и обосновать возможные мотивы его помощи, продумать точки пересечения интересов между учреждением культуры и донором;
  • встреча с потенциальным донором необязательно должна завершиться договором о сотрудничестве, однако определенным результатом следует назвать и договоренность о перспективе партнерства в будущем.
Фандрайзинговую кампанию следует начинать с теми донорами, которые входят в первую, приоритетную группу. А именно — это те потенциальные доноры, которые обладают явными преимуществами в перспективе будущего сотрудничества (здесь более вероятна поддержка). Тогда как работу со второй группой (менее потенциальные доноры) следует отложить на более поздний срок. Привлечение самых «крупных» доноров является своеобразным стимулом для подобных действий со стороны других. Поэтому фандрайзер может использовать данный факт при установлении связи с прочими донорами.
партнерства и команда
Успех фандрайзинговой кампании во многом зависит от технологий, которые представляют собой не что иное, как ключевые направления работы фандрайзеров в сфере культуры (см. об этом далее). Работа с потенциальными донорами требует внимательной подготовки ко всем аспектам встречи: от содержания речи до сопроводительных материалов. Важно тщательно и ответственно подготовиться ко встречам с представителями организаций и частными лицами, которые способны предоставить ресурсную помощь. В данном случае особую значимость будет иметь способность эффектно представить предмет фандрайзинга.
На встрече с потенциальным донором следует презентовать информацию с просьбой о поддержке той или иной деятельности (или культурном проекте) как можно более понятно и в тоже время убедительно. Очень часто доноры идут на помощь в результате установления личного контакта с представителями учреждения культуры, поэтому нередко успешность фандрайзинга зависит от умений налаживать партнерские связи с потенциальными донорами. Существует мнение, что фандрайзинг – это не столько механизм, сколько искусство приобретения друзей для учреждения культуры.
пятое
Анализ фандрайзинговой кампании. Данный этап требуется для того, чтобы проанализировать результаты фандрайзинговой кампании, выявить недостатки и отметить успешные практики.
Анализ может проводиться по следующим категориям:

  • выявление причин неудачных практик фандрайзинга;
  • расширение списка потенциальных доноров;
  • сужение списка потенциальных доноров;
  • составление перечня ресурсов, которые будут получены от доноров;
  • определение позитивных и негативных аспектов проведенной кампании;
  • выявление степени эффективности использованных технологий фандрайзинга;
  • определение расходов на проведение фандрайзинговой кампании.
Кроме того, на завершающем этапе важно не только подвести итоги, но и передать благодарности тем, кто оказал поддержку учреждению культуры. Благодарность донорам выражается, как правило, с помощью следующих форм:

  • специальные письма (например, благодарственное письмо);
  • приглашения на мероприятия учреждений культуры (например, премьера в театре или открытие выставки художника и пр.);
  • организация специальных благодарственных встреч;
  • занесение имени организации или частного лица в специальный список   значимых имен (спонсоры, почетные друзья, официальные партнеры и пр.).
фандрайзинг в сфере культуры_10
Фандрайзеру важно понимать, что за каждый, даже самый небольшой факт поддержки обязательно следует сказать слова благодарности, выразить признание, оказать знак внимания. По сути, любые формы проявления благодарности являются началом для дальнейшего сотрудничества с организацией-донором или частным лицом, оказавшим ресурсную помощь учреждению культуры.
В заключении добавим, что данные этапы не всегда могут быть таковыми, все зависит от каждой конкретной ситуации и от вида фанрайзинга. Например, иногда могут потребоваться дополнительные этапы или, напротив, некоторые этапы будут не востребованы фандрайзерами.

Технологии фандрайзинга в сфере культуры 

Далее рассмотрим основные технологии (способы, методики) фандрайзинга, которые представляют собой ключевые направления работы фандрайзеров.
События
Одной из важных технологий фандрайзинга является организация событий (выставка, концертная программа, официальный прием и пр.), позволяющий объединить усилия по сбору потенциальных доноров. Такие события позволяют создать благоприятные условия для переговоров с представителями организаций и частными лицами. И чем более креативным будет такое мероприятие, тем больше шансов на успех в налаживании партнерских отношений с донорами.
В частности, распространенными являются такие формы организации событий как аукционы, форумы, балы, конкурсы, конференции, вечера, встречи и пр. Важно в данном случае предусмотреть определенные расходы на проведение фандрайзинговых событий, однако без определенных трат вряд ли кампания фандрайзинга будет успешной. Также в большинстве случаев требуется выдумка, необычное решение, которое бы заинтересовало потенциального донора. Нередко определенный вес событию могут придать наличие известных людей, участвующих в событии  (политиков, бизнесменов, журналистов, представителей науки, творческих людей и пр.). Примеры фандрайзинга с применением технологии события: организация аукциона по покупке специальных донорских кирпичиков (досок, мест и пр.), которые бы украшали зал друзей (или холл) дома народного творчества или по покупке ужина (обеда, встречи) с известным писателем, балериной, дирижером и пр.
Рассылки материалов
Материалы с содержанием основной информации по требуемым для учреждения культуры ресурсам могут быть разосланы массовой рассылкой в самые разные адреса. В данном случае самая важная работа фандрайзера заключается в составлении письма для  потенциальных доноров. Письмо должно отражать специфику и стиль учреждения культуры и вид его деятельности, быть презентабельным и содержательным. К письму, как правило, прилагаются иные материалы (буклеты, реквизиты банка возможных платежей и пр.). Рассылка материалов в наши дни осуществляется, преимущественно, по электронной почте. С другой стороны, учреждение культуры может подготовить краткие сообщения о необходимости поддержки в виде небольших информационных писем, листовок, которые могут распространяться без адреса в общественных местах (торговые центры, кафе, мероприятия в учреждениях культуры и пр.).
Участие в грантах и прочих конкурсах
Одним из важнейших направлений деятельности фандрайзинга является участие учреждений культуры в различных конкурсах, победа в которых гарантирует получение определенных ресурсов – финансовых средств, оборудования, оплаты расходов на стажировки и пр. Так, существуют специальные фонды, которые поддерживают театральную, библиотечную деятельности, музыкальные мероприятия, творческие проекты и пр.  Учреждению культуры, которое планирует реализовать конкретное мероприятие  – форум, фестиваль, выставку и пр. рекомендуется регулярно отслеживать предложения о творческих, образовательных, научных, просветительских и пр. конкурсах. Примеры  фандрайзинга с применением данной технологии – разработка и реализация культурного проекта, «заточенного» на условия предоставления того или иного гранта (гранты на программы стажировок молодых специалистов культурной сферы, гранты для деятелей в сфере искусства, ежегодные гранты Президента РФ, поддерживающие культурную деятельность по нескольким десяткам направлений и пр.)
Реклама
В рекламе разных средств массовой информации (печать, телевидение, интернет, радио) следует размещать материалы, которые могут заинтересовать потенциального донора. Такого рода реклама предназначена не просто для информирования о проведении какого либо культурного мероприятия. Реклама как часть фандрайзинга предполагает более подробную информацию о деятельности учреждения культуры или о предполагаемом для реализации культурном проекте. В качестве текста рекламы следует использовать либо видеоролик, либо статью, желательно сопровождаемую иллюстрациями. Кроме того, в рекламном тексте рекомендуется разместить информацию с предложением о сотрудничестве с организациями, фондами или частными лицами, которые бы могли оказать поддержку для учреждения культуры, а также информацией о том как связаться с его представителями.
Создание клубов, партнерств, союзов
Весьма популярной технологией фандрайзинга в разных странах, как показывает международный опыт, является организация определенных сообществ при организациях. В случае сферы культуры – это создание сообществ (клубов, союзов, советов и пр.)  при театрах, музеях, центрах, домах, библиотеках и т.д. В частности, в США учреждения культуры нередко создают так называемый «Круг друзей», в который входят бизнесмены, политики, известные люди, меценаты, волонтеры и многие другие, кто заинтересован в поддержке данного учреждения. В России же чаще всего такие сообщества называются попечительскими советами. Но как бы они не назывались, их функции схожи – оказание ресурсной поддержки (или помощи в организации фандрайзинга) той организации, в которой они состоят в качестве партнеров. Чем более влиятельные люди входят в состав таких сообществ друзей, тем больше шансов на успешность фандрайзинговых кампаний. Интерес членов данных сообществ, клубов, советов со стороны учреждений культуры поддерживается не только филантропическими мотивами, но и регулярными встречами – балами, аукционами, раутами и т.д.
фандрайзинг в сфере культуры_12
Adblock detector